В 2006 году «Яндекс» заработал в два раза больше, чем в прошлом, на продажах контекстной рекламы. По данным опубликованной отчетности выручка составила 72 млн долларов вместо 35,6 млн долларов. Контекстные объявления разместили более 30 тыс. клиентов, а общее число показов составило 11 млрд штук. Популярность контекстной рекламы объясняется низким порогом входа – минимальный бюджет исчисляется сотнями долларов.
Крупнейшая российская поисковая система «Яндекс» объявила предварительные финансовые итоги 2006 года. Выручка за 2006 год увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составила 72 млн долларов (в 2005 году – 35,6 млн долларов).
Более 80% продаж пришлось на контекстную рекламу: поисковую, которая размещается на страницах результатов поисковых систем, заданных пользователем, включая «Яндекс.Маркет», и тематическую (на страницах тематических сайтов), включая «Рекламную сеть «Яндекса».
Оставшаяся часть рекламных продаж приходится на медийную рекламу (баннеры, всплывающие окна). При этом соотношение контекстной и медийной рекламы в структуре доходов «Яндекса» сохранилось.
По данным компании число рекламодателей системы «Яндекс.Директ» увеличилось в полтора раза. В 2006 году контекстные объявления разместили более 30 тыс. клиентов и за год «Яндекс.Директ» показал более 11 млрд таких объявлений.
По подсчетам агентства MindShare Interaction (MI) в 2006 году около 55% всех расходов на интернет-рекламу в России (или 102 млн долларов) пришлось на долю контекстной (поисковой) рекламы.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) ранее доля контекстной рекламы составляла 40%. Объем медийной рекламы в 2006 году вырос на 42% – с 60 млн долларов до 85 млн долларов (по данным MI), хотя ранее ежегодный рост составлял от 70 до 90% (АКАР).
Сейчас основные игроки Рунета на рынке контекстной рекламы – служба «Яндекс.Директ» и система «Бегун». На зарубежном рынке безусловным лидером остается Google. Эксперты отмечают, что результаты «Яндекса» были во многом ожидаемы, поскольку доходы компании увеличивались вместе с ростом российского рынка интернет-рекламы, который, по данным MI, в 2006 году достиг 187 млн долларов.
По данным участников рынка в прошлом году выручка компании «Бегун», занимающейся размещением контекстной рекламы на поисковых системах (Rambler.ru, Aport.ru), в каталогах, тематических изданиях и рассылках, утроилась.
Директор по внешним связям компании «Бегун» Дмитрий Чистов подтвердил эти данные газете ВЗГЛЯД. По его оценке рынок контекстной рекламы в прошлом году как минимум удвоился и имеет тенденцию к сохранению показателей.
Анна Артамонова, директор по маркетингу и PR Mail.Ru, рассказала газете ВЗГЛЯД, что 75% рекламы портала Mail.Ru представлена медийной рекламой. Кроме поисковой системы у Mail.Ru существуют другие сервисы, на которых размещается реклама.
Как пояснил Дмитрий Чистов, «Яндекс» прежде всего поисковая система, поиск напрямую связан с контекстной рекламой и поэтому дает больший результат. Mail.Ru – крупный портал с большой посещаемостью, что привлекает заказчиков медийной рекламы.
По словам Натальи Шахгедановой, директора по связям с общественностью Rambler Media, крупные компании, такие как «Яндекс», принимают решение сконцентрировать максимум усилий на контекстном направлении.
Представители Rambler отказались раскрывать структуру рекламных доходов до объявления итогов года. Но, по мнению участников рынка, доля медийной рекламы превышает долю контекстной. Rambler также располагает большим количеством популярных сервисов, привлекающих рекламодателей.
«Кроме того, Rambler получает доходы от контекстной рекламы, размещенной на чужих площадках, – это стало возможно благодаря сотрудничеству с компанией «Бегун» (Rambler Media владеет пакетом акций «Бегуна»)», – заметила госпожа Шахгеданова.
Контекстная реклама – эффективный инструмент для малого и среднего бизнеса.
По словам директора «Бегуна», лидером потребительских интересов стали категория авто, финансовые и юридические услуги, промышленные товары. Медийную рекламу предпочитают крупные компании, работающие на имидж и поддержку брэнда, а также выпускающие товары широкого потребления (FMCG).
«На рынке контекстной рекламы очень низкий порог входа, максимум сотни долларов в месяц, что несравнимо с огромными бюджетами крупных компаний, подобную рекламу может себе позволить практически каждый предприниматель», – поясняет популярность контекстной рекламы генеральный директор рекламного агентства Promo Interactive Елена Молчанова.
По ее словам, компаний, которым нужен брендинг, относительно немного. Но у 99% компаний есть задача продать. А контекстная реклама приносит моментальную отдачу, которую можно очень хорошо прогнозировать.
«Заслуга Google, «Яндекса» и «Бегуна» в том, что они создали систему, которая позволяет быстро, просто и эффективно размещать рекламу, не прибегая к помощи многочисленных специалистов, как в случае с медийной рекламой», – уверена госпожа Молчанова.
Гендиректор рекламного агентства уверена, что «в ближайшие несколько лет Интернет останется лидером по темпам роста рекламы». По прогнозам MI, к концу 2007 рынок интернет-рекламы вырастет до 300 млн долларов, в том числе контекстной рекламы до 165 млн долларов.
По прогнозам специалистов Rambler, в 2007 году рынок «удвоится – контекстная реклама вырастет больше чем в два раза, медийная – почти в два раза».
В Европе контекстная реклама преобладает над медийной. «В России исторически сложилось, что рынок интернет-рекламы начал развиваться позже, он еще не насыщен, поэтому сейчас происходит ожидаемый рост», – заключает директор по маркетингу и PR Mail.Ru.